Ниже ты найдешь наиболее часто встречающиеся ошибки, свойственные импровизаторам. Это не правила, а отдельные проблемы, которые иногда возникают у импровизаторов, не обязательно начинающих. Некоторые из них могут быть у тебя. Если это так - отлично, ведь ты знаешь, что у тебя есть проблема, а значит, сможешь ее устранить. Если нет, не думай о проблемах и получай удовольстие от импровизации.

Проблема: отличник

СИМПТОМЫ: Способен на хорошую работу в сцене, но почти всегда серьезен (иногда даже хмуриться) и полагается больше на технические навыки, чем на интуицию во время игры. Постоянно оправдывает свой деструктивный выбор, ссылаясь на какое-нибудь правило. Не любит проигрывать даже в простых форматах, типа Без "С" или Шляпы. Не скрывает свое недовольство, иногда даже открыто дает всем понять, что раздражен.

ДИАГНОЗ: У импровизатора либо очень высокое, либо, наоборот, низкое мнение о себе. Хочет стать лучше, но ошибочно думает, что чем усерднее он старается, тем будет лучше.

РЕШЕНИЕ: Такому импровизатору полезно играть в атмосфере поддержки, рядом с веселыми и добродушными людьми, а также стараться хвалить себя за энтузиазм, а не за технику исполнения. Чаще играй в интуитивные игры типа История по слову и не запаривайся сильно насчет структуры истории. Ошибайся, ошибайся эпично и радуйся этому. Выступление в жанре импровизации - это не яростная концентрация и аккуратный подход, а возможность проявить свою креативность и открыть новые грани себя.

Проблема: слишком непредсказуемый

СИМПТОМЫ: Импровизатор делает слишком странные и непредсказуемые предложения, что само по себе не является проблемой, если происходит время от времени. Любое такое предложение может быть либо оправдано, либо восприниматься, как нечто необычное (или и то, и другое вместе), что требует времени. Если странные предложения поступают быстро и их становится много, история теряет связь. Если же подобные предложения воспринимаются невозмутимо, история теряет интерес, так как на персонажа не оказывается влияния. Единственный случай, когда слишком непредсказуемый импровизатор с его поведением будет актуальным - это когда окружающие его импровизаторы готовы играть Алису, т.е. персонажа, который будет нормальным в ненормальном мире.

ДИАГНОЗ: Либо у импровизатора от природы необычный тип мышления, либо - что более вероятно - он постоянно пытается добиться супер-эффекта, т.к. ему кажется, что "это недостаточно крутая идея". Они просто не могут поверить в то, что если персонаж ждет на автобусной остановке и приедет автобус, зрителю это понравится. Поэтому у них приедет тыква или отряд инопланетян (или что-то похожее, с целью сделать это смешнее). Зритель может засмеяться, но история рискует превратиться в сюр, постоянно перетекающий в другой сюр.

РЕШЕНИЕ: Постарайся осознанно следить за степенью "необычности" своих предложений и использовать их разумно. Заставь себя играть скучные и правдивые сцены (попросите преподавателя следить за тем, чтобы вы не пытались сделать интересное или неправдивое предложение). Ты удивишься тому, насколько это может быть интересно зрителю. 

Проблема: я звезда

СИМПТОМЫ: Импровизатор всегда старается быть в центре внимания, даже если изначально заходит в сцену как незначительный персонаж. Зачастую страдают излишней словоохотливостью, стараются держать контроль над ситуацией, зачастую блокируют предложения, которые мешают им быть главным героем сцены. Есть тип звезд, которые почти всегда играют высокий статус, не боятся быть отрицательными персонажами и на них слабо влияет происходящее в сцене. Более мягкая версия Звезды - когда импровизатор хороший сторителлер и не стремиться откровенно захватить контроль в сцене, редко блокирует предложения, но каким-то образом всегда делает так, чтобы история разворачивалась вокруг их персонажа, чтобы они становились фокусом сцены. Они также любят монологи, сольные сцены, объяснять правила форматов и быть ведущими шоу.

ДИАГНОЗ: Импровизатор уверен, что он лучший и должен блистать на сцене снова и снова. Другой версией Звезды (которая блокирует предложения) движет страх и эго: "Я не могу допустить, что есть импровизатор лучше меня". Более мягкая версия страдает только от эго: "Я лучший, и ради шоу я должен быть лидером". 

РЕШЕНИЕ: Импровизатор должен напоминать себе о том, что лучшие сцены получаются за счет командной работы и согласованности, что даже гении выигрывают от работы в команде. Зрители приходят на шоу не ради выступления одного актера, они хотят увидеть магию коллективного взаимодействия, чувствования друг друга, понимания с полуслова. Звезды могут быть любимчиками зрителей, но ради команды они должны уметь воспринимать тех, чей импровизаторский навык кажется им хуже, как равных или даже превосходящих их самих по уровню импровизации.. 

Проблема: ДАДАДА я на все согласен

СИМПТОМЫ: Импровизатор буквально соглашается на любое предложение в сцене, даже если оно совершенно не к месту или шокирующее. Редко играют отрицательных персонажей, быстро находит решения для проблем, что приводит к тому, что история надолго зацикливается посередине и не развивается из-за отсутствия конфликта. Такие импровизаторы могут быть очень обаятельными на сцене (что очень важно), но не могут эффективно играть ни Алису (т.е. не подвергаются эмоциональному влиянию из-за происходящих событий), ни антагониста, т.к. никогда не создают проблем для других.

ДИАГНОЗ: Импровизатор очень быстро и буквально освоил правило принятия, но он не уделяет внимание драматическому аспекту, с которым возникают сложности. В жизни такие люди могут быть приятными и милыми, всегда соглашаться с мнением большинства и избегать конфликтов. То же поведение переносится на сцену. Когда партнер говорит такому импровизатору "Я ухожу от тебя", он надеется услышать в ответ "Пожалуйста, не уходи", но вместо этого получает что-то вроде "Наверное, так будет лучше".

РЕШЕНИЕ: Упражнения: Королевская игра, Да или нет, Это нечестно! напомнят импровизатору о том, что драматические предложения в сцене понравятся не только партнеру, но и зрителю. 

Проблема: шутник

СИМПТОМЫ: что бы ни говорили импровизатору, он постоянно старается быть смешным. Это выражается в том, что актер как бы отгораживается от истории, не проявляет эмоций, не погружается в суть происходящего и своего персонажа, а также форсирует темп абсурдности сцены. Такие импровизаторы редко меняют линию поведения, несмотря на советы окружающих и предпочитают выбирать экзотические варианты развития сюжета. Такиие шутники быстро сводят тему сцены к сексу, скатологии и проч. Одна из проблем тех, кто считает, что "тупит на сцене" - они часто хотят быть шутниками. Самый сложный случай - это несмешной шутник. В некоторых шоу смешные шутники полезны, но с несмешными юмористами очень сложно играть.

ДИАГНОЗ: Импровизатор убеждем в том, что главная задача - сделать сцену смешной и именно на нем лежит ответственность за это. Такие ребята считают: "Ок, все эти упражнения на тему статусов и поиска игры в сцене - отличная штука для занятий, но аудитории просто хочется поржать". Или же они настолько хотят блистать на сцене и поражать зрителя своими шутками, что как только сталкиваются с тишиной в зале теряются и не знают, как себя вести, скатываясь к юмору ниже пояса. Им может быть некомфортно проявлять эмоции на сцене, поэтому они стараются минимизировать эмоциональные ситуации, делая из них шутки.

РЕШЕНИЕ: Старайтесь искать признание в чем-то другом, помимо шуток. Желательно, чтобы на занятиях не поощряли стремление постоянно шутить. Делайте упражнения, направленные на внимательное наблюдение за партнером, а также быстрое реагирование на предложение в сцене. Попробуйте упражнение Сегодня вторник

Проблема: я туплю на сцене

СИМПТОМЫ: импровизатор не решается заходить включаться в текущую сцену, неохотно создает предложения. Часто возмущается на сцене, очень медленно развивает историю и ждет, пока партнеры возьмут на себя ответственность за следующий шаг. Больше всего таких импровизаторов радует, когда они четко знают, куда движется сцена и они могут двигаться к этой точке бесконечно долго.

ДИАГНОЗ: таким импровизаторам не хватает уверенности в том, что их идеи - стоящие. Они считают, что каждое решение должно быть тщательно взвешено. Еще им кажется, что мозги других импровизаторов работают быстрее и с их "неспособностью" нужно считаться. В некоторых редких случаях импровизация доставляет им огромный стресс и делает их настолько несчастными, что окружающим может показаться странным, зачем они импровизируют. 

РЕШЕНИЕ: Импровизатор должен погружаться в безопасную атмосферу, где его поддерживают и стараться делать упражнения, которые предполагают быструю реакцию и спонтанность. Полезные для этого упражнения и форматы: Все за одного, Меняй, Признание, Хояин и слуга - озвучка и другие. Старайся делать то, насчет чего ты сам утверждаешь "у меня это не получается", чтобы убедиться в обратном. Не вини себя за неудачи. 

Проблема: я имею ввиду, я в том смысле, что....

СИМПТОМЫ: Эта ошибка очень свойственна начинающим импровизаторам. Импровизатор выступает с идеей и затем тут же оправдывается, зачем он что-то сделал или произнес. Очень непростой и субъективный момент. 

Очевидный пример оправдывания:

ПОЛИЦЕЙСКИЙ №1: Тот фонарь перегорел.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ №2: Ну да.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ №1: Очень темно.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ №2: Ну и что?

ПОЛИЦЕЙСКИЙ №1: Просто, странно. Я имею ввиду, каждый раз, когда мы патрулируем вместе ты как-то безразлично со мной разговариваешь. Я...

Последняя фраза и есть пример оправдывания. Как это часто бывает в импро, проблема это или нет для сцены определяется во многом тем, как это сказано и когда.

ДИАГНОЗ: В данном примере представим, что оправдывание №1 вызвано страхом импровизатора в связи с тем, что его смутила безразличная реакция партнера по сцене - полицейского №2. В связи с этим импровизтор, играющий роль полицейского №1, стал давать оценку происходящему. Фраза "Просто, странно" означает "Как импровизатор, я смущен твоей реакцией и оценю сложившуюся ситуацию в сцене как "странную", чтобы защитить себя". О фразе "Я имею ввиду" читай в проблеме "Бла-бла-бла". Затем возникает то самое оправдывание, о котором мы говорим: "Каждый раз, когда мы патрулируем вместе ты как-то безразлично со мной разговариваешь". Это попытка объяснить почему №2 так себя ведет. Для импровизатора слишком страшно просто позволить другому импровизатору просто быть в сцене, поэтому ему хочется оправдать происходящее или дать оценку чьему-то поведению. Как правило, оправдывание возникают уже на второй или третьей фразе сцены. Именно в этот момент начинающий импровизатор начнет ощущать дискомфорт от происходящего и захочет сам ответить на вопрос "Зачем мы себя так ведем?". 

Почти всегда в такие моменты импровизаторы и зрители ощущают потерю энергии в сцене, но ни те, ни другие не понимают, с чем это связано. Причина в том, что Игра в сцене разъяснена и ей не позволили просто быть. Это как если бы Волк из мультфильма "Ну, Погоди"  повернулся к зрителю и сказал: "Если вы еще не поняли, тут суть в том, что в каждой серии я пытаюсь поймать зайца, а он всегда находит способ меня перехитрить". Вместо того, чтобы дать всем насладиться тем, что происходит, нам объясняют, что происходит. 

В нашем примере все было бы иначе, если бы сцена началась с фразы "Каждый раз, когда мы патрулируем вместе ты как-то безразлично со мной разговариваешь". В данном случае это не является оправданием, так как оправдывать пока нечего. 

Другим распространенным примером оправдывания является реакция типа "да ты с ума сошел". Сцена продолжается некоторое время, и если один из актеров не может понять, в чем "фишка" сцены или поведения партнера, он говорит что-то вроде "Да ты сумасшедший вообще!" Логика та же. Импровизатор как бы говорит: "Я сейчас оправдаю твое поведение. Должно быть, ты псих. Так бывает."

Ирония заключается в том, что в импровизации ненормальность приветствуется. Импровизаторы хотят добиться повышающегося театрального абсурда. Просто не надо говорить об этом вслух партнеру и зрителям. 

РЕШЕНИЕ: Иногда сложно определить, кода занимаешься оправдыванием, а когда все делаешь правильно. Но вот маленький совет: если во время импро-сценки, этак фразе на третьей на четвертой, ты произносишь длинное предложение и потом чувствуешь себя неловко, скорее всего это оправдывание. Если ты почувствовал что-то похожее, не переживай, ты на пути к избавлению от плохой привычки. Просто в следующий раз перед тем, как произнести подобную фразу, сделай все что угодно, но не произноси ее. Затем вспомни, какую фразу ты произносил до этого, и повтори ее еще раз. Просто скажи еще раз то же самое, но немного по-другому. Этот трюк научит тебя не только не оправдывать, но и сохранять энергию сцены.

Вернемся  к нашему примеру

ПОЛИЦЕЙСКИЙ №1: Тот фонарь перегорел.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ №2: Ну да.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ №1: Очень темно.

ПОЛИЦЕЙСКИЙ №2: Ну и что?

(Пауза. Держись...)

ПОЛИЦЕЙСКИЙ №1: Так темно, я почти ничего не вижу.

НА ЗАМЕТКУ: В оправдай-лэнде есть множество типичных фраз, которые из раза в раз используются импровизаторами как оправдывание. В большинстве случаев использование этих фраз было бы абсолютно нормальным, если бы они говорились с сильным посылом. Но, как правило, в 90% сцен импровизаторы произносят их без мотива.

Первый день

Это мой первый день на работе механика, что надо делать? 

Первый день в банке, в школе, в гонке, это все опрадывание некомпетентного поведения, которое за этим последует

Первый раз

Это мой первый раз на воздушном шаре.

То же самое, что и первый день. Объясняет последующие удивление и страх.

Каждый раз ты...

Какждый раз, когда мы идем в парк, ты меня бьешь. 

Обожаю/ненавижу

Люблю работать на фабрике.

Ненавижу мороженое.

Как правило, произносится сразу, в попытке оправдать предложение зрителей. Зачастую говорится детсским или пещерно-человеко-подобным образом. 

Это лучший ___

Это лучший день рождения!

Это весело

Кататься на карусели - весело.

Как правило, все, что смущает импровизатора, становится для него "веселым". Для аудитории просто пытка смотреть на импровизатора, говорящего, что что-то весело, когда ему не весело. Послушайте:

Кататься на карусели - весело! (Сказано безэмоционально импровизатором, старающимся сделать вид, что ему весело)

Работать на фабрике - круто! (Сказано после длинной паузы, после предложения от зрителей "фабрика")

Написанное выше не означает, что вы не должны произносить эти фразы вообще. Важно следить за собой и за тем, что происходит в сцене и стараться не допустить ситуаций, когда эти фразы становятся лишь оправданием происходящему. 

Проблема: бла-бла-бла...

СИМПТОМЫ: Импровизаторы часто начинают говорить на сцене излишне много, боясь пауз. Порой они используют вводные слова, чтобы разрешить самим себе гвоорить без умолку: "я имел ввиду", "ты хотел сказать", может быть", "например" и т.д. 

ИМПРОВИЗАТОР: Я не думаю, что тебе стоит навещать своего брата, я имею, ввиду, каждый раз, когда ты его навещаешь, происходит что-то плохое, например, ты помнишь тот последний раз, когда ты его навещал, я имею ввиду тот случай, когда он начал тебя обзывать, я хочу сказать, что тебе лучше остаться дома

ДИАГНОЗ: Как понять, относится ли эта проблема к тебе? Постарайся осознанно говорить строго по одному короткому предложению, на сцене или во время занятия. Если, произнеся предложение, у тебя остается чувство недосказанности, или если ты ощущаешь дискомофорт от произнесения коротких фраз, велика вероятность того, что ты неосознанно заставляешь говорить себя больше, чем требуется. 

РЕШЕНИЕ: Если ты один из тех импровизаторов, которые много говорят на сцене, старайся чаще говорить одним предложением и не начинать новое предложение до тех пор, пока не ответит твой партнер по сцене. Просто поставь точку и замолчи. Проблема быстро решится, если ты сделаешь так несколько раз. Затем со временем ты станешь сам замечать, когда ты говоришь больше, чем требуется, но это будет осознанный выбор, а не страх замолчать на сцене. 

Интересно, что люди, как правило, не замечают, что они много болтают, так как слишком заняты болтовней. И они упускают массу потенциальной энергии, которая может возникнуть в сцене вследствие намеренной тишины. Представьте тот же диалог в таком виде:

ИМПРОВИЗАТОР: Я не думаю, что тебе стоит навещать своего брата

Пауза.

Пауза.

Пауза.

Ощути силу.

Пауза.

Жди.

Потенциальная энергия. Не расходуй ее на бессмысленную болтовню.

Проблема: я расскажу, о чем эта сцена

ПРОБЛЕМА: Импровизатор начинает сцены с длиннющего монолога, раскрывая весь сюжет:

ИМПРОВИЗАТОР: Я рад, что ты, мой брат, здесь, так как мы должны успеть помыть машину до того, как придут мама и папа прямо сюда, в квартиру и начнут обсуждать мое увольнение с фабрики, где я работаю.

ДИАГНОЗ: Некоторые импровизаторы любят делать подобные "разъяснения" для партнера и зрителя. Им кажется, что подобный старт обеспечит им "безопасность" и убережет от недопонимания между участниками сцены. Подобное поведение может быть обусловено слишком буквальным трактованием правила "Создавай платформу" (см. Правила).  Однако зрители чувствуют, что в жизни люди себя так не ведут. 

РЕШЕНИЕ: Устанавливая платформу, важно стараться делать это изящно, постепенно.