Словарь импровизации

Ask-for

Вопрос, который задают зрителям актеры сцены или ведущий для того, чтобы задать начальные обстоятельства сцены или просто получить вдохновение для создания истории. Со списком возможных вопросов можно ознакомиться в соответствующем разделе.

Fuck your fear

В переводе не нуждается. Идея заключается в том, что актер-импровизатор, боясь за последствия собственных действий (действий своего персонажа), в результате "тупит" на сцене или выбирает безопасные, но скучные варианты. Автор идеи Мик Нейпир в своей книге Improvise: Scene from the Inside Out говорит о том, что актер должен "плевать" на свой страх, делая хоть что-нибудь, что угодно и спокойно исследовать, куда его приведет это решение.

Алиса

Играть Алису - означает играть НОРМАЛЬНОГО персонажа в НЕНОРМАЛЬНОМ (сумасшедшем мире). Это позволяет развивать сюжет куда эффективнее, чем в ситуации, когда все на сцене сходят с ума и творят черт знает что. Те импровизаторы, которые всегда хотят быть смешными, должны понимать, что они сделают своего партнера (да и всю сцену!) смешным и интересным, если будут играть Алису, нежели Безумного Шляпника.

Бесконечная история

Сцена, в которой предлагается так много идей, что закончить ее и совместисть все сюжетные линии становится невозможным

Блокирование

Непринятие предложения партнера. Отличается от игнорирования. Плохой ход.

Болтовня

Обсуждение действия вместо того, чтобы это действие совершить. Или разговоры о том, что надо сделать другим людям, или описание событий в прошлом или будущем. Как правило, не очень хорошо. Старайтесь придерживаться правила "Играй это, а не говори об этом".

Бульдозер

Актер, который проталкивает свои идеи в сцене, не обращая ни на кого внимание и игнорируя другие предложения. Не очень хорошее поведение

Бэк-лайн

Бэк-лайн (от англ. backline) - задняя часть сцены

Вопросы

Вопросы в импровизации - не всегда плохой ход. Вопрос, который не дает никакой информации и перекладывает ответственность за продвижение сцены на партнера - один из вариантов Занудничества. Но если вопрос предоставляет много информации о том, как можно развить историю, может быть весьма полезен. См. игру Только вопросы

Выйти из головы

Означает "не думать" в противовес "не вылезать из головы", т.е. не быть в сцене, а думать о том, что ты должен делать/говорить/играть. Лучше всего импровизация получается тогда, когда ты просто позволяешь чему-то случиться и не думаешь о последствиях своего решения. 

Говорящие головы

Сцена, в которой очень мало действия, а персонажи в основном просто стоят и разговаривают, фактически рассказывая историю, а не отыгрывая ее. См. также Болтовня, Занудничество

Гэг, гэггинг

От англ. "gag" - шутка. Гэггинг происходит тогда, когда актер ведет себя смешно или старается шутить, не двигая при этом историю. Поможет тебе завоевать любовь зрителей, но никак не партнеров по сцене.

Да, и

Один из главных принципов создания истории: принимай все, что тебе предлагает партнер и делай свой вклад, добавляя новую информацию в историю. 

Джибриш (джиббриш, джиббериш)

Тарабарщина, несуществующий язык. Зачастую, зрители задают актерам, на какой язык должен быть похож джибриш в сцене - немецкий, китайский, марсианский. Игры и упражнения, использующие джибриш: Перевод джибришаКоманды на джибришеЭксперт джибришаДжибриш названиеДжибриш-кнопка и проч.

Длинная форма

Сценические игры, которые подразумевают создание длинной истории. Как правило, такие форматы играются от 15 минут до полутора часов.

Для игр длинной формы см. категорию Длинная форма

Задерживание

Противоположность Продвижению истории.Плохой ход. Как правило, является следствием:

Занудничество

Происходит, когда актер принимает предложение, но ничего не делает с ним. Примеры:

  • актер задает вопросы, заставляя партнера выполнить действие
  • актер просто болтает, не двигая историю вперед и не выполняя действий
Здоровый эгоизм

Позаботься сначала о себе - одна из основных идей книги Мика Нейпира Improvise - Scene from the inside out. Заключается в том, что актер должен понять, кто он, свои мотивы, чтобы полностью вовлечься в импровизацию. Может показаться, что это противоречит принципам Рыцарства и Хорошего парня, но нет: если ты позаботился о себе, ты будешь играть свободнее, и, как следствие, с тобой тоже будет легче играть другим, т.к. партнеры будут ощущать поддержку.

Игнорирование

Игнорирование предложений других актеров. Даже хуже, чем Блокирование. Никогда так не делай.

Игра в сцене

"Игра" - достаточно расплывчатый термин применительно к импровизации, хотя и часто используемый. Игрой в сцене можно, по сути, назвать все, что интересно, уникально или странно, а также отношения или вселенную, в кототрой существуют актеры.

Игрой также называют некий паттерн действий, или повторяющиеся элементы. Некоторые гуру импровизации утверждают, что игра в сцене - это самый главный компонент, который делает сцену интересной. 

Пример игры в сцене можно увидеть, кликнув по ссылке.

Идея №3

Спорный концепт. Суть его в том, что, реагируя на идею, иногда лучше использовать не первую идею, которая приходит в голову, а вторую или даже третью, чтобы она была оригинальнее.

Импро

Именно так театр импровизации называют за пределами США. То же самое, что и Импров

Импров

То же, что и Импро. "Импровом" театр импровизации называют в США.

Комментирование

Выход одного из актеров из сцены с целью ознакомить зрителя с дополнительными обстоятельствами истории, или мыслями персонажей, чем угодно. Используйте в меру.

Конфликт

Конфликт - это то, что обычно делает историю интересной. Как только вы задали платформу, вам наверняка понадобится создать конфликт для дальнейшего развития истории. Хорошо, когда конфликт связан с платформой и развивает сцену, но постарайтесь не начинать сцену с мгновенной проблемы.

Короткая форма

В отличие от Длинной формы, короткая форма предполагает разыгрывание несвязанных между собой коротких игр с заранее определенными условиями. Короткая форма, как правило, получается более сконцентрированной в плане юмора и меньше полагается на создание истории и развитии отношений между персонажами. У обеих форм - и короткой, и длинной, есть ярые поклонники. Обсуждать, какая форма лучше и интереснее нет смысла - у всех свои предпочтения. 

Кривляние

Корчить рожи и изображать внешне нечто похожее на эмоции, вместо того, чтобы играть искренне.

Мгновенная проблема

Ситуация, когда сцена начинается с предложения, которое сразу создает проблему или Конфликт. Как правило, лучше сначала создать Платформу, чтобы познакомить зрителя и актеров с персонажами, узнать, где они находятся, какой у них Статус и отношения. После этого развить конфликт, который с большой вероятностью получится куда более интересным, чем если бы был задан на самом старте сцены.

Мистер хороший парень

Хороший импровизатор - этот тот, с которым легко играть остальным актерам. Это подразумевает принятие предложений от других актеров и рыцарство. Это не означает, что Хороший Парень всегда играет добрых и милых персонажей. Вы можете играть плохого парня, но с вами должно быть легко играть, это главное!

Монолог

Говорить с аудиторией в одиночку от лица персонажа или самого актера. Последний вариант часто используется как Опенер в длинной форме, когда актеры развивают предложение зрителей. 

Мотив персонажа

Мотив - это то, что движет его поступками, его цели, амбиции, чувства собственного достоинства и Статус

Наделение

Наделение других персонажей сцены какими-то особенностями. Отличный ход, если это помогает партнеру в формировании своего персонажа. (и в случае принятия, конечно же)

Ниже пояса

Все то, что относится к "неприемлимому" материалу в импровизации - грязные шутки, матерные словечки, слишком неуместное поведение на сцене. Это не означает, что использование плохих слов абсолютно запрещено, но все должно быть в меру

Опенер (открывашка)

От англ. Opener (открывать) - первый элемент сцены длинной формы, в котором актеры развивают предложение зрителей и стараются извлечь из предложения несколько идей для истории. Существуют разные варианты опенингов и зачастую коллективы придумывают свои варианты. 

Оправдывание, обоснование

Необходимость включения в сцену любых предложенных элементов и идей. Означает, что любой объект или предложение в сцене должны быть "вплетены" в реальность происходящего. Например, если в сцене появляется летающее дерево, нельзя просто проигнорировать этот факт, нужно найти решение тому, почему дерево летает и объяснить это. 

Отмена

Отмена происзходит тогда, когда актер намеренно или случайно не обращает внимание или не использует уже созданную в сцене реальность, будь то предметы, обстоятельства или события. Лучше так не делать.

Отрицание

Отрицание происходит тогда, когда актеры не принимают предложения друг друга. Разумеется, ужасная вещь.

Отступление

Отказ от основного сюжета истории без веских на то причин. Как правило, присходит по двум причинам:

Отсылка

Отсылка - это использование идей или событий из прошлых сцен. Всегда интересно использвать элементы, представленные ранее, но этим лучше не злоупотреблять, чтобы не испортить сцену в угоду Гэгам

Перегрузка

Добавление в историю ненужных элементов. Как правило, приводит к Отступлению. Другая частая причина перегрузки заключается в вводе ненужных персонажей, что приводит к тому, что то, что должно было случиться, не случается. 

Платформа

"Кто", "где" и "что" сцены. Успех сцены во многом определяется тем, насколько актерам удалось построить сильную платформу. Поэтому все заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее установить платформу сцены. Платформа также помогает избежать Отступления.

Повышение ставок

Создание событий, которые будут приводить к все большим последствиям для персонажей. Отличная техника для Продвижения истории

Подлянка

Звучит грубее, чем есть на самом деле. Имеется ввиду заставлять партнера делать что-то сложное или неприятное. Как правило, не очень хороший ход, т.к. не демонстрирует Рыцарства

Правдоподобность

Импровизация - форма театра, а театр должен как-то затрагивать людей и их чувства, что делается, создавая узнаваемые ситуации. Зрителям смешно тогда, когда они узнают те вещи, которые им близки. Поэтому так важно в импровизации сохранять правдоподобность происходящего. Абсурд, как правило, смотрится достаточно дешево и не очень интересен. 

Предложение

Действие или фраза, которые продвигают историю. Предложения должны приниматься. Сильное предложение - это такая идея, которая четко обозначает направление развития сцены. Открыте предложение оставляет много вариантов развития сцены. 

Предложение от зрителей

Предложение от зрителей - то, с чего начинается любая история. Это может быть любой вопрос, адресованный аудитории - локация, отношения, действие, предмет, какая-то информация о личной жизни зрителя, вообще что угодно! Задача предложения - дать актерам вдохновение для всей сцены, или только ее старта. Есть разные мнения относительно того, должен ли ведущий принимать первое же предложение от зрителей, или он может позволить себе "повыбирать". Решайте сами.

Принимай и отдавай

Импровизация - это коллективная игра, в создании которой принимают участие все актеры, находящиеся в сцене. Поэтому очень важно дать всем участникам право внести свой вклад в общее веселье. Очень часто актеры забывают о своих партнерах, игнорируя их предложения и перебивая друг друга. 

Принятие

Импровизаторы создают реальность, которой на самом деле не существует и не зная о реальности, которую видят партнеры по сцене. Чтобы создать общую и понятную для всех реальность, импровизаторы должны принимать предложения друг друга и соглашаться с любой идеей партнера по сцене. Так надо делать всегда. 

Продвижение истории

Совершение действия, которое продвинет сюжет сцены дальше. Хороший ход, в отличие от Занудничества, Отрицания, Болтовни, Игнорирования, Кривляния

Работа с объектами

Действия с несуществующими в реальности, но существующими в сцене предметами. См. категорию Работа с объектами для поиска упражнений на эту тему

Раскалываться

Выходить из образа, смеяться на сцене, когда на самом деле не смешно. Форма самозащиты, попытка показать, что актер не придает значения происходящему и не вовлечен в сцену, что и объясняет его неспособность найти решение. 

Редактирование сцены

Редактирование (монтаж) сцены - действие, которое прерывает или останавливает сцену. Монтаж может делать ведущий или любой из актеров сцены, чтобы закончтиь ее, сделать комментарий, поменять локацию или начать новую связанную сцену. Можно использовать для этого несколько приемов:

Простой хлопок: актер хлопает в ладоши и сигнализирует, что сцена должна быть приостановлена, актеры замирают или уходят.

Свет: то же самое, но вместо хлопка режиссер по свету может дать затемнение.

Пройти через сцену: актер, не участвующий в сцене, проходит через площадку, и это является сигналом для смены обстановки истории.

Дотронуться до актера: актер, не участвующий в сцене, дотрагивается до плеча актера-участника сцены

Голос: любой из актеров, участвующих и не участвующих, могут в любой момент дать комментарий голосом. Это может быть что угодно: "Тем временем, в другой квартире...", или "Виктор думал о том, как она красива..." и проч.

Репетиция

В импровизации репетиция отличается от репетиции в классической театральной студии. На репетициях мы уделяем все внимание развитию навыков импровизатора, а не работе с материалом, который будет отыгрываться на сцене. Возможно, более точным термином для репетиций в импро будет "Тренировка".

 

Рыцарство

Этот термин означает, что актер не должен яростно держаться и защищать свою идею, статус или даже жизнь своего персонажа. Рыцарство - это готовность отдать контроль, позволить другим влиять на себя, изменить твоего персонажа, и радостно принимать эти изменения. Не забывай про рыцарство!

Сломать рутину

Прервать рутинные, скучные действия или диалог с целью продолжить развивать сюжет. Как правило, хороший ход.

Смена сцены

Работает следующим образом. Во время сцены, новые актеры (не участники текущей сцены) заходят в сцену, перехватывают фокус и начинают другую сцену. Первая сцена заканчивается и ее участники покидают сцен. Если же участники не уходят, то у нас получается то, что называется Сплит сцена

Сплит сцена

Продвинутый прием импровизации, который заключается в том, что на сцене параллельно играется 2 истории. Очевидно, что Фокус может быть только у одной сцены, поэтому сложность заключается в том, чтобы фокус перемещался от одной сцены к другой. Если же фокус переходит только в одну сторону один раз, это называется Смена сцены

Статус

Статус - это степень ощущения персонажем уверенности в себе. При построении персонажей, иногда бывает полезно учитывать этот элемент, чтобы играть героев с разными статусами. Позволяй своему статусу меняться (см. Рыцарство). Вообще, вокруг статусов рождается множество интересных историй. 

Сторителлинг

В любой сцене актеры и зрители хотят увидеть, как что-то происходит, как развивается история. Импровизация - это своего рода групповой сторителлинг, где каждый из участников вносит свою лепту в создание истории.

Как правило в истории должна быть Платформа (кто, где, и что происходит). После создания платформы что-то должно произойти (Конфликт, Сюжетный поворот), что, возможно, приведет к трансформации Статусов между персонажами. Затем следует завершение истории, разрешение конфликта.

Так как ипровизация - это форма театра, мы не должны забывать о правдоподобности в наших историях. То, что правда, то и смешно. 

Сюжетный поворот

Интересный ход для продвижения истории или смены статусов. Классический пример сюжетного поворота: девушка в кафе говорит своему парню, что беременна. См. список сюжетных поворотов в соответствующем разделе "Полезные ссылки". 

Флешбек

Флешбек - это промежуточная сцена, которая переносит повествование назад во времени из текущего момента истории. Флешбеки часто используются, чтобы познакомить зрителя с важными событиями, которые происходили до основных событий в истории.

Фокус

Зона, где сосредоточено основное внимание зрителя. Желательно, чтобы фокус зрителя был направлен на одно место/действие/диалог, иначе фокус распадается и зрителю становится трудно следить за тем, что происходит на сцене и в истории. Начинающие импровизаторы очень часто "отбирают" фокус, т..е. выходят на сцену с необязательной идеей и начинают привлекать к ней внимание, не обращая внимание на остальных участвующих в сцене актеров.

Фриз

От англ. Freeze - замирать, означает необходимость актеру физически прекратить любые движения и разговоры и замереть на сцене. Некоторые игры и упражнения предполагают использование техники фриза, например, см. Фриз, Фриз вслепуюФлешбек-фриз