Форматы выступления


Вы научились импровизировать. Знаете, что такое принятие и у вас есть команда крутых импровизаторов. Следующий разумный шаг - выступить на зрителя и показать, что вы умеете. Вот некоторые устоявшихся форматов выступления в жанре импровизации, которые существуют в мире. Необязательно играть по описанным правилам, но здесь, возможно, вы найдете интересные идеи для своего шоу. 

Шоу короткой формы импровизации.

Речь идет о шоу, в котором играются короткие форматы. В этом простом формате играет любое количество актеров (хотя больше 20 мы никогда не пробовали), а руководит всем ведущий. В некоторых коллективах эту роль на себя по очереди берут актеры.  Длительность зависит от количества выбранных форматов. Обычно двухчасовое выступление равняется примерно 16-20 форматам. Обычно тут нет ни судей, ни баллов, ни призов. Предложения для сценок дают зрители, либо темы вытягиваются из шляпы, либо их придумывает ведущий. Как правило, тут нет реквизита, а актеры создают все предметы из воздуха. 

Theatre Sports

Theatre Sports - это не формат, а скорее целый набор форматов. Мы постараемся кратко описать правила, а затем рассказать о вариациях и разных суб-форматах: Ведущий рассказывает о формате, проводит разминку и представляет зрителям судей и две команды Форматом руководят судьи Каждый формат внутри этого формата жестко ограничен повремени Бросается жребий, и определяется команда, которая начнет с испытания. Начинает команда, которой досталось испытание. В качестве испытаний могут подойти классические форматы короткой формы, но сгодится что угодно. Можно, например, попросить команду соперника сыграть самую унылую сцену. Команды могут протестовать и не соглашаться на испытание. Судьи могут принять отказ, и тогда команда должна придумать соперникам другое испытание. Отказаться можно, например, потому что этот формат уже игрался сегодня. У судей есть клаксон, и они в него гудят, когда выносят предупреждение, или когда им скучно. Если команда получила предупреждение, надо СРОЧНО заканчивать сцену. Судьи могут назначать штрафы за, например, мат, или если кто-то слишком умничает, или просто так. Тот, кто получил штраф, надевает на голову корзину и ходит так несколько минут. Сцены должны заканчиваться строго по времени. Судьи следят за временем и напоминают актерам, сколько времени осталось до конца сцены (например, когда осталось 30 секунд). Или они сигнализируют гудком о том, что им скучно, и тогда сцену надо заканчивать. После каждого испытания (когда сыграли обе команды), зрители выбирают победителя - кричат, хлопают, гудят. Судьи определяют победитля по реакции зрителей. Победитель получает 5 очков, проигравший - ничего. Всё это продолжается около 45 минут. Вариации В некоторых коллективах испытания назначают сами судьи. В некоторых коллективах победителю бают сыграть свободную сцену. Датская разновидность: в этом формате всего один судья, которого называют «Омбудсмен». Он и комментатор, и ведущий и даже ведёт счёт в игре. Зачастую формат играется с реквизитом в декорациях. Также используются световые и звуковые эффекты. Датская версия немного проще, и в нее будет легче играть новичкам. В некоторых коллективах сначала играют 20 минут по датской версии, делают перерыв, а потом играют еще 45 минут классической версии. В Theatre sports играют во всем мире, и на соревнованиях часто встречаются команды из разных коллективов и городов. Происхождение Theatre Sports - запатентованный формат. Автор - Кит Джонстоун.

Камеди Спорт

Этот формат впервые предложил актер-комик Дик Чуднов, где-то на севере США в 1984 году. Это некое соревнование по комедийной импровизации, и оно очень похоже на Театр-Спорт Кита Джонстоуна. Сегодня в США в него играет пара десятков коллективов. В нем две команды соревнуются, а зрители присуждают им баллы. Судья следит за временем, фиксирует нарушения и собирает предложения от зрителей. Для одного матча отбирается где-то из 7-12 форматов. Всего форматов порядка сотни (и большинство из них есть здесь на сайте). Из интересного: например в этом формате есть наказание, когда актеру-нарушителю на голову надевается бумажный пакет.

Горилла театр

Для этого формата нужно трое опытных актеров, ведущий и еще один актер, одетый в костюм гориллы. Горилла - это приз, за который все борются. Лучший актер вечера получает право провести целую неделю с Гориллой. А это вам не шутки! Горилла выходит на сцену вместе с победителем прошлой недели (настоящим или подставным). Ведущий объясняет, что очки будут считаться при помощи бананов: у кого будет больше бананов под конец игры - тому достается Горилла на целую неделю. Зрителей надо научить «голосовать»: они должны кричать «Банан!» (если актер выступил хорошо) либо что-то еще, например «Умри!» или «Шляпа!», если выступление вышло не очень. Затем, играются сцены. В каждой - два актера играют, а третий выступает в роли режиссера. Вся соль тут в том, что зрители должны оценивать не актеров, а режиссера. Актеры режиссируют сцены по очереди, и после каждого раза зрители присуждают режиссеру либо банан, либо шляпу. Бананы заносятся на доску или крепятся на одежду актера - во втором случае лучше взять картонные бананы. За шляпу актер получает наказание, потому что он не справился со сценой. В качестве наказания можно заставить актера позвонить маме и объяснить, почему он такой никчемный режиссер, либо можно, например, заставить его спеть песню про ту самую неудавшуюся сцену. Список наказаний для формата «Горилла» лежит в разделе «Списки» на странице ImprovlandR . Режиссер выбирает, какую сцену или какой формат будут играть актеры. Можно заранее подготовить список форматов, а режиссеры будут просто дописывать свои имена напротив тех форматов, которые они будут сегодня «режиссировать». Режиссер режиссирует сцену, дает актерам советы, может прерывать сцену, вбрасывать повороты сюжета или расшатывать платформу, либо заставлять актеров переигрывать всю сцену или какой-то ее отрывок. Чтобы скучные сцены не игрались бесконечно, либо наоборот, чтобы режиссер не делал тысячу сцен по 30 секунд, некоторые импро-коллективы ограничивают время на одного актера: он может быть режиссером, например, максимум 20 минут. Формат может играться как с реквизитом, так и без него. В качестве реквизита (или даже как актера) можно даже использовать Гориллу, но Горилла должна стараться не перетягивать на себя внимание. Горилла тоже участвует в формате, так что актеру-Горилле нужно быть готовым к риску, а еще надо шалить. Это продвинутый формат, поскольку тут не только нужно хорошо играть, но еще и хорошо понимать, как режиссировать сцены. Это достаточно приятный формат, поскольку актеры не получают наград: они вдвоем работают над тем, чтобы их режиссер получил банан, а значит устраняется конкуренция между двумя актерами. 

Импро-баттл

Этот формат похож на хоккейный матч. Две команды по 6 актеров: 3 мужчин, 3 женщин, плюс, может быть, по тренеру на каждую команду - играют три 30-минутных раунда на «ринге», который символизирует стадион, где играют в хоккей с шайбой. Руководит этим всем судья и два его помощника. Судья достает из корзины «испытания» для команд. Испытания могут быть для отдельных команд или для обеих сразу. «Смешанная» сцена - это та, в которой участвуют актеры из обеих команд. Раздельные сцены играются по два раза: по разу каждой командой. Испытания состоят из: Названия сцены: оно может быть каким угодно. Требования к количеству актеров от каждой команды: может быть не ограничено, может быть конкретно написано, сколько человек играет. В некоторых странах иногда указывают пол актеров (например, 2 девушки от команды в красном углу ринга и произвольный состав участников от команды в синем углу) Категории: может быть чем угодно - научная фантастика, драма, Достоевский, вестерн, мюзикл, опера, без слов, без звука, «продолжение следует». В последнем случае, начинает одна команда, а продолжает - вторая. Продолжительность: бывает от 30 секунд до 20 минут Во время сцены судья ходит и следит за нарушениями, и если он видит нарушения, то свистит в свисток. Примеры нарушений: Провисание (просадка динамики сцены), неправильное количество участников, нестыковка с темой (или названием), замешательство, препятствование или нечестная игра, блокирование и т.п. Для каждого нарушения предусмотрен особый жест. На входе в зал зрители получают специальную карточку, на которой расписано, какой жест соответствует какому нарушению. Нарушение может присуждаться как всей команде, так и отдельным актерам. Когда команда набирает три нарушения, команда-соперник получает дополнительное очко. Когда актер набирает три очка, он или она исключается из игры на 5 или 10 минут. Каждому зрителю в руки выдаётся тапочек. Его можно бросить на сцену, если зрителям не нравится сцена, или, что даже лучше, можно бросить в судью, если он или она принимает решение, которое не нравится зрителям. После каждого раунда капитаны команд просят судью объяснить каждое выданное нарушение, а затем зрители голосуют. Каждой команде присуждается определенный цвет, а у зрителей есть карточки с этими цветами, при помощи которых и осуществляется голосование. После трёх 30-минутных раундов мы узнаём, кто победил. И, наконец, какая-нибудь местная знаменитость награждает троих лучших актеров. Это очень жестко очерченный формат, в котором практически всё, кроме, пожалуй, самих сцен, прописано до мелочей. Для проведения матча существует целый протокол - даже количество раздельных и совместных сцен жестко закреплено. Суть в том, что жёсткие рамки формата сильно контрастируют с импровизированными сценами, в которых дозволено все. Это очень трудный формат, поскольку команды реально играют друг против друга. Зачастую даже в одной команде актеры начинают играть друг против друга, ведь каждый хочет получить звезду в конце вечера. Этот (запатентованный) формат разработали вдое канадских инмпровизаторов: Ивон Ледюк и Роберт Грейвел.

Micetro

Произносится «Маэстро». Похоже на Горилла театр, но чуть полегче, и можно привлечь побольше актеров (до 20) и двоих режиссеров. Имена всех игроков надо написать на большой доске, где будут проставляться очки. Режиссеры для каждого формата выбирают себе необходимое количество человек. Можно даже вытаскивать имена из шляпы. Режиссеры объясняют формат, спрашивают предложения у зрителей, а также режиссируют и корректируют сцены. После каждой сцены зрители решают, сколько очков получит сцена - при помощи аплодисментов. Каждый актер в сцене получает столько же очков, сколько присудили самой сцене. После того, как все поучаствовали в сценах по одному разу, то актеры с наименьшим количеством очков выбывают. И все начинается заново. Режиссеры должны следить, чтобы в начале было много групповых сцен, а под конец были сцены для двух актеров или даже моно-сцены. Это забавный формат, и в него можно играть, когда есть большая смешанная группа актеров, как опытных, так и начинающих. Поскольку актеры сразу же получают оценки, то после первого раунда новичков очень легко вычислить. Поскольку система оценки не очень справедливая, и все об этом знают, то к выбыванию надо относиться легко и с иронией (по крайней мере, задумка была такая). Это отличный формат для новичков, а режиссеры могут сгладить особо неудачные моменты. А поскольку все актеры в одной сцене получают одинаковое количество очков, то конкуренции внутри сцены не будет.