Они тоже делают ЭТО, или каков он - фестиваль по импровизации?



Привет. Меня зовут Виталий Козловский

Лет 5 назад мне казалось, что импровизацией занимаюсь только я и еще небольшая кучка людей. Потом я поехал на свой первый международный фестиваль по импровизации в Финляндию. Я еще диву давался: “И что, они тоже это делают?”

- Простите, ваша команда сколько занимается импровизацией? - спрашивал я.

- Я около 15 лет, а Ник все 20 - отвечали западные импровизаторы

Я был тогда счастлив узнать то, что и так уже знал из интернета но никак не мог поверить - импровизация есть во всем мире, она мега популярна и люди и правда ездят в другие страны ради того, чтобы попасть на фестивали. Подобные мероприятия устраиваются во многих европейских городах на регулярной основе. Да что уж там, вдохновившись, мы уже тоже доросли до своего RIIF2017.

Фестиваль по импровизации

Примерно так выглядит типичное фото с прощального дня импров-фестиваля

Выступления команд с разных континентов, отменные мастер-классы, обмен опытом, разговоры про импровизацию (“А у вас так же? А какое любимое упражнение и формат? А сколько у вас человек в команде?”), супер-теплая атмосфера, посиделки в барах после выступлений. Импровизаторы вообще все добрые, остроумные и энергичные - а представьте, когда их сотни в одном месте. Это как готовые друзья, с которыми не надо строить дружбу. Ты импровизатор - я тоже. Мы в теме, мы уже друг другу нравимся.

Вообще удивительно, насколько у них более популярен жанр импрова, чем в России. Казалось бы - ну крутая же штука, уже всему миру известна лет 70, почему у нас так поздно? В принципе, понятно, почему - железный занавес, менталитет - мы, russians, более закрытые от природы. Мне самому иногда было неловко во время фестиваля, когда вообще незнакомый тебе человек кидается на тебя с обнимашками, когда вас другу другу представляют. Срабатывает какой-то спрятанный защитный рефлекс, типа “так люди себя не должны вести”. Ну а по сути - кто решил, что не должны? Ведь это же круто, когда ты сразу проникаешься к человеку доверием, а не проходишь через множество принятых в обществе ритуалов.

На фестивале удивляешься тому, насколько импров бывает разным. Почти невозможно найти два коллектива, делающих одинаковые шоу. Когда начинается очередное выступление, я вижу, какая глубина и какой потенциал есть в жанре, которым мы занимаемся. Шоу в темноте, шоу на разных языках, шоу без слов (кстати, именно на шоу под названием “Without words” я впервые видел, как зал аплодировал стоя), музыкальные импровизации и выступления, наполненные чувством и эмоциями.

Конечно, не все выступления вызывают восторг, но суть в том, что это все реально создается у зрителя на глазах, и скучать тут не придется. Мы же приходим в театр, чтобы не скучать, или я что-то путаю?

Фестивали - это возможность смотреть на лучших и учиться у лучших. И не надо лететь в Чикаго, Лондон и Австралию. Импровизаторы-профи сами приедут на фестиваль, а я схожу к ним на мастер-класс. Конечно, это не полноценный курс, но в разовых воркшопах есть своя фишка - это возможность за короткий срок рассмотреть импровизацию под разными углами, сравнить подходы в обучении и определить, какой из них тебе больше по душе.

И да, не так важно, едете вы на фестиваль в качестве участника или зрителя. Если есть возможность выступить - конечно, это крутой опыт. Но если вы увлечены импровом, то поездка на импров-фест в качестве зрителя зарядит вас энтузиазмом и раскроет новые горизонты в мире импровизации. И вообще, путешествовать полезно. А особенно с друзьями. И самое главное в дружбе - это чтобы у вас было как можно больше моментов, когда вы можете сказать друг другу “А помнишь, когда…?” У тех, кто занимается импровизацией, таких моментов всегда много.

"А помнишь, когда мы выступали на фестивале, почти не зная английского,

и Димка выбежал на сцену и сказал “I’m angry!” вообще не зная,

что происходит в сцене, а зал взорвался смехом?"