Как нарушать правила



Если ты уже знаком с импровизацией, ты 100% помнишь, как на первых уроках тебе давали общие рекомендации насчет того, как создавать хорошую импровизированную сцену. Советы типа: “Всегда говори “да” своему партнеру”, “Не задавай вопросов” и “Не старайся быть смешным”. Эти правила, конечно, полезны, но некоторые импровизаторы слишком буквально их воспринимают и строго соблюдают их продолжительное время. Они оценивают сцену с точки зрения соответствия всем правилам и не могут ответить на вопрос “Что же в этой сцене пошло не так? Вроде, все правила мы соблюдали”. Но правила не всегда работают. Более того, зацикливание на этих принципах часто затормаживает развитие импровизатора.

 

Вопросы

Почему импровизаторы избегают вопросов? Есть ребята, которые вообще ничего не говорят, кроме вопросов, и, что самое важное, они используют вопросы вроде “Ты кто?”, “Что ты делаешь?”, “Зачем мы здесь?”. Вместо того, чтобы создать платформу или сделать выбор, они мысленно просят партнера сделать всю работу. Если импровизатор - новичок, тогда можно просто сказать “не задавай вопросов” и больше ничего не объяснять.

Но вопросы могут быть очень полезны в сценах. Вопросы можно и нужно использовать, когда:

  • Ты не расслышал или не понял, что сказал твой партнер. Все, как в реальной жизни. Не расслышал - переспроси. Казалось бы, очевидно, но некоторые настолько зацикливаются на этом правиле, что боятся использовать вопрос даже в таких случаях

  • Тебе любопытно. Если партнер по сцене произнес что-то интригующее, интересное, то можно смело задать уточняющий вопрос

  • Ты не согласен (“ты” = твой персонаж). Если партнер говорит что-то, с чем твой персонаж не согласен, вы можете задать уточняющий вопрос, чтобы уточнить логику его рассуждений

И мы подходим к следующему пункту…

 

“Нет”

Важно понимать разницу между непринятием и несогласием. Если партнер произносит фразу, исходя из которой вы находитесь на тонущей подводной лодке и перед вами ее капитан, а вы говорите: “Мама, тебе опять плохо?”, то это непринятие, и это плохо, т.к. вы отрицаете РЕАЛЬНОСТЬ, предлагаемую партнером. Но если в сцене вам предлагают в Макдональдсе двойную картошку по акции, а вы не хотите картошку, нет ничего плохого в том, чтобы сказать “нет”.

Начинающих импровизаторов, как правило, стараются отгородить от слова “нет”. Не потому, что персонажи должны существовать в гармонии друг с другом, а потому что новички сразу же начнут спорить из-за всего подряд. У них есть убеждение, что нужно как можно скорее найти предмет для спора, и начнут спорить по любому поводу: завтракать или нет, какой спорт лучше, кто умнее, кто сильнее. И как только они зацепятся за этот конфликт, они уже не смогут от него уйти, споря до конца сцены.

Но слово “нет” играет важную роль в импровизации. Если происходит что-то, с чем ваш персонаж не может согласиться, обязательно нужно это выразить. Иногда это может вызвать спор. И это нормально. Единственная опасность в том, что вы зациклитесь на этом конфликте на всю сцену, не открывая ничего нового и не двигая историю.

Несогласие с чем-то - это возможность для персонажа уточнить свою точку зрения. Оно необходимо, когда кто-то пытается сатиризировать вызывающую возражение точку зрения. Если я играю босса-сексиста или политика-коррупционера, я внутренне надеюсь, что кто-то сделает вызов моей точке зрения. Если этого не происходит, мы все будем выглядеть, как дурачки. Но честное и оправданное возражение моей точке зрения может превратить персонажа-урода в забавную сатирическую сцену.

Что подводит нас к еще одному важному моменту…

 

Шутки

Все, кто занимался импровизацией, слышал о том, что нельзя стараться быть смешным. Это говорят даже до того, как импровизаторы выйдут на сцену. Я говорю это на первом открытом уроке в качестве вступительной речи (иногда заменяя формулировку на “не старайся быть оригинальным, т.к. стремление быть оригинальным  блокирует работу воображения” - цитата Кейт Джонстоун, кажется). Никто не хочет смотреть на то, как импровизатор использует дешевые приемы, чтобы насмешить. С некоторыми исключениями на это сложно смотреть.

Что студенты первого уровня не могут понять, так это то, что ведя себя искреннее и интеллигентно, они будут вызывать гораздо больше положительной реакции у зрителя. Конечно, это нормальное желание - вызвать у аудитории отклик в виде взрыва хохота. Вопрос только в том, как мы приходим к этой реакции - намеренно стараясь пошутить, или органическим путем, за счет создания интересной истории, построенной на отношениях их развитии.